четверг, 26 июля 2012 г.

Почему дистанционное обучение с трудом приживается в России?

Автор: Кира Гусева

Последние лет пять среди сотрудников, занимающихся обучением персонала, ходит слух, что «вот-вот начнет развиваться электронное обучение, e-Learning — это модно, это нужно, через 5 лет все будут учиться через компьютер...». Однако годы идут, а слух все тот же: через 5 лет, через 5 лет. Почему же дистанционное обучение, оно же e-Learning, оно же электронное, так нехотя приходит в Россию? Почему, даже если ему удалось до России дойти, идея и концепция не выдерживает русских холодов (или русского менталитета), и e-Learning здесь словно бы замерзает, не развиваясь дальше? Об этом мы сегодня и поговорим. О постулатах, которые мешают российским компаниям делать качественный e-Learning.


Постулат первый:

У нас в компании есть дистанционное обучение! На самом деле, во многих компаниях оно и вправду есть. Вопрос — как e-Learning развивается в тех компаниях, в которых удалось доказать его практичность и явную пользу? Доказать необходимость внедрения электронного обучения — самое простое. Плюсы налицо: и экономия времени, и удобный способ передачи знаний, и даже (это факт!) экономия бюджета на обучение персонала. В компании появляется  новая форма обучения, выделяется специально обученный (или не обученный) специалист, который будет заниматься поддержкой и развитием системы. И что дальше? Развивается ли система?



Увы, зачастую дистанционное обучение превращается в библиотеку документов,

презентаций и прикрепленных к ним тестов.
Конечно, это решает множество проблем: оценивается уровень знаний сотрудников, все материалы хранятся в одном месте, выстраивается «индивидуальный план» по должностям. Однако одновременно с этим сотрудники начинают тихо ненавидеть систему обучения и весь отдел обучения персонала заодно. E-learning воспринимается как «обязаловка», без которой никуда, но с которой жизнь легче не стала. 

Почему так происходит? Погнавшись за идеей внедрения СДО, зачастую не хватает времени на качественное, а главное, необходимое наполнение системы. Презентации и документы — это не e-learning. С таким же успехом они могут располагаться в Outlook или общих папках. Наполнение оболочки — это дистанционные курсы. И это не обязательно сложные курсы на 72 часа изучения, это может быть и качественная PowerPoint презентация с элементами обратной связи.


Например, когда я начинала делать презентации лет 10 назад, они выглядели примерно так:



Но увидев случайно в интернете презентацию о презентациях Алексея Каптерева, признанного на Западе специалиста по подготовке визуальных материалов, мой мир изменился. Всего одна презентация из 20 слайдов стала для меня тем учебным материалом, который поменял представление о PowerPoint.  Это тоже eLearning. С тех пор прошло лет пять. Теперь мои презентации выглядят похожими на эту:


И поверьте, к первому из предложенных вариантов я уже никогда не вернусь.


Вы можете прочитать эту заметку и отметить для себя, как должны выглядеть электронные учебные материалы! Однако этого недостаточно.


E-Learning-у надо учиться. Причем не только педагогическому дизайну, но и работе с программами, начиная от PowerPoint, заканчивая средством для разработки курсов. Но здесь мы сталкиваемся со следующим постулатом:

Мы знаем лучше всех, как должна быть построена система дистанционного обучения!Ведь у нас в компании есть дистанционное обучение. Адамс Дуглас, американский писатель, сказал однажды: «Люди, почти единственные способные учиться на чужом опыте существа, также примечательны своим явным к тому нерасположением». И это действительно так. Сейчас, в эру всеобщей информатизации и глобализации источников получения информации о чужом опыте великое множество. Это и передовые практики зарубежных компаний, и сессии онлайн-семинаров, вебинаров и курсов российских специалистов. E-learning тем и хорош, что смотреть, «как у других», можно, не выходя из дома или с рабочего места. Однако ценнен именно практический опыт. В сети существует несколько вариантов, где известные педагоги, профессора именитых университетов, предлагают научить, каким должно быть дистанционное обучение в компании. При этом никто из них в компаниях, реальных компаниях, которые внедряли и применяли СДО, не работал. Конечно, такие преподаватели могут дать основательные знания по андрогогике, по терминологии, по истории, но не более того. Практическое применение может рассказать только практик! В России сейчас проводятся отличные очные конференции, посвященные электронному обучению (крупнейшие из них —eLearnExpo, Саммит разработчиков электронных курсов, Smart E-Learning Россия). Хотя, по правде сказать, самые ценные знания на этих мероприятиях обычно раздаются не с кафедры докладчиков, а в процессе общения на кофе-брейках :) Также в интернете есть сообщества профессионалов, где можно пообщаться на любую тему eLearning, задать вопрос, обсудить волнующую проблему и вместе с коллегами найти ее решение. Самое крупное из таких русскоговорящих сообществ — eLearning Pro. Уже сейчас там почти 3000 человек, которые занимаются в России дистанционным обучением. Это — незаменимая кладезь чужого опыта. Причем совершенно бесплатная!


И это одно из опровержений третьего постулата:

Система дистанционного обучения — дорого!

Оборот рынка дистанционного обучения в мире составляет около 50 миллиардов долларов в год. По данным The Economist Intelligence Unit в 2010 году оборот e-Learning в России достигал10 миллионов долларов. Зачастую идея дороговизны электронного обучения витает в воздухе. Откуда она появилась и почему она до сих пор так прочно держится в головах HR-специалистов — загадка. Конференции по e-Learning стоят не дороже конференций по остальным отраслям, множество информации и чужого опыта можно получить вообще бесплатно, решения по организации системы дистанционного обучения, предлагаемые провайдерами, несоизмеримы по цене даже с заказом внутреннего корпоративного портала, хотя некоторые из них с легкостью решают и эту задачу помимо задачи организации самого процесса обучения. И даже если посмотреть на разработку электронных курсов, сесть и посчитать затраты на этот процесс, станет очевидным, что разработка материалов внутри компании и создание курсов с привлечением внешнего разработчика — совершенно сопоставимые вещи. Ведь если мы хотим иметь у себя работающую систему дистанционного обучения, которая будет приносить пользу и радость нашим сотрудникам, наполнение этой системы — один из главных факторов. И если даже сотрудник, который отвечает в компании заe-Learning, сделает отличный курс (что, к счастью, не такая уж редкость) сколько времени на него он потратит? 2-3 месяца? Компания-разработчик сделает то же самое за месяц. А стоить курс будет примерно столько же, сколько заработает сотрудник за 2-3 месяца.


В заключение хочется отметить, что в России есть примеры компаний, которые успешно внедрили у себя дистанционное обучение и развиваются в этом направлении, и таких компаний немало.

Менять парадигмы — самое сложное. Доказать, что e-Learning должен быть качественным, что ему надо учиться и что этот процесс не такой дорогой, как кажется, почти так же сложно, как в свое время было сложно доказать, что Земля круглая и вертится вокруг солнца. Однако Земля круглая, Солнце светит, времена года сменяют друг друга. И очень хочется надеяться, что на смену затяжной зиме в российский e-Learning наконец-то придет долгожданная весна!



Об авторе: Кира Гусева - в электронном обучении с 2002 года. Занималась внедрением и развитием систем дистанционного обучения, разработкой электронных курсов в крупных банках Санкт-Петербурга. Участвовала в создании системы внутренних коммуникаций, занималась поддержкой внутрикорпоративных порталов в этих компаниях. Сейчас работает над собственными проектами в сфере обучения персонала, занимается развитием e-learning в Санкт-Петербурге совместно с компанией Центр eLearning.

Комментариев нет:

Отправить комментарий