вторник, 27 июля 2010 г.

Образование Завтра на RuCamp - впечатления руководителя секции

В блоге на ЖЖ нашла размышления руководителя секции образования на прошедшем RuCamp2010 "Образование Завтра на RuCamp - размышления по поводу потока". Читаем вместе!
Я был руководителем секции «Образование Завтра» на прошедшем RuCamp2010. Наша двухдневная сессия была одним из важных центров притяжения в пространстве кемпа, и поэтому я чувствую внутреннее обязательство изложить свои впечатления и мысли о происходившем.

Что хотелось до события – хотелось как-то продвинуться в той теме, которая мне сейчас интересна больше всего – контуры образования будущего. При этом мне хотелось, чтобы разговор шел не только по вектору «вот что у нас будет, когда везде будет широкополосный Интернет» - хотелось увидеть какие-то важные тренды, которым я / мы не уделяю(ем) внимания. Кроме того, хотелось посмотреть на образование будущего с разных сторон, глазами людей, которые «щупают» это образование будущего в разных институциональных системах и философских позициях. В конечном же итоге, ключевой вопрос - ответа на который я пока не увидел, хотя и подходили к нему с разных сторон - как сделать образование по-настоящему интересным и полезным.





Что понравилось.

Первое, что мне понравилось – это участники. Я постоянно подчеркиваю, что у секции были очень лояльные участники, «ядро» которых оставалось с секцией почти все два дня. Хорошо это или плохо? – С той точки зрения, что мы задумывали программу секции как двухдневное сквозное «путешествие»– очень хорошо (даже если не все точки маршрута нам удалось посетить). С другой стороны – если бы мы больше обменивались опытом и участниками с другими секциями – в этом было бы больше пользы, больше новых вбрасываемых идей – то самое, почему нам важен и нужен именно баркемповский формат, а не традиционная конференция.

Второе – мне очень понравился опыт собирания секции. Мы договорились о проведении мероприятия со «Стрелкой» всего лишь за месяц до события – поглядели друг на друга и решили, что мы способны это провести, не смотря на загруженность работой и ожидаемый запуск целого ряда параллельных проектов. Дизайн секции, список докладчиков, структура игр – все это определялось в вечерних посиделках и в ночных бдениях, в прогулках по Воробьевым горам и в лихорадочных созвонах по телефону. Организаторы и фасилитаторы проделали фантастическую работу – внутри команды всегда находился человек, который возьмет на себя ответственность и сделает то, что нужно сделать в настоящий момент (в общем, моя вера в вики-организации восстановлена). И очень важно, что нашлись партнеры, поддержавшие наше начинание – в частности, огромную поддержку (морально, организационно и финансово) оказала образовательная программа Intel (отдельное спасибо Татьяне Пирог и Татьяне Каргиной!).

Третье, на секции собралась когорта очень сильных докладчиков, люди, стоящие у истоков проектов «нового образования» – создатель и декан Сколково Андрей Волков, создатель и декан Стрелки Илья Осколков-Ценципер, создатель Интернет-Педсовета и Лиги образования Сергей Сафронов, один из создателей российского ролевого движения и директор школы Перспектива Михаил Кожаринов, создатель электронного бизнес-коучинга Вадим Котельников, создатель проектов Техносреда и Школа второй логики Александр Клейн, создатель Метавера Дмитрий Песков, один из лидеров образовательных программ Intel Евгений Патаракин, лидер в области визуальных коммуникаций Алексей Каптерев, и многие другие. «Все такое вкусное» - но сильный список докладчиков оказался амбивалентным, см. ниже.

Четвертое, мой запрос на внимание к новым темам был довольно неплохо реализован. В частности, всплыла очень сильная тема о «бытийной» («экзистенциальной») педагогике. Много говорилось о том, что учитель будущего – это в первую очередь навигатор, тот, кто может помочь с составлением маршрута по бескрайнему полю знаний. Почти всех зацепила тема диалога с неевропейскими культурами – своеобразный ответ на эту проблему был в идее, что на границе культур переводчики-«шаманы», которых под свои цели будут готовить экспортеры культур (это уже случилось с США, но на очереди, как минимум, Китай и Индия). Были и более простые вещи – о том, например, что не надо заниматься образованием всех, а действовать по принципу 20/80; о том, что «расшколивание» («развузивание») по Илличу неизбежно, и границы между системами образования и жизнью будут стираться; о том, что оценка устарела, а на смену ей идут сперва портфолио, а потом многовекторные наборы компетенций, и так далее. Участники секции совместно разбросали эти темы в ментальной карте – как первый шаг к тематизации и проблематизации EduCamp.

Что можно было бы улучшить.

Первое – это сам формат «эксперт говорит, участник слушает» - традиционный для конференций, но не для баркемпов. Мне иногда казалось, что экспертиза сидящих в комнате слушателей больше, чем экспертиза выступавших перед ними – но, поскольку мы уже были зажаты в рамки конференц-формата, то докладчики продолжали говорить, а слушатели (иногда) скучать и выключаться из процесса. Как с этим быть, я не знаю – но понимаю, что, если мы хотим делать не-конференции, мы не должны подменять живое общение и подлинное знание симулякрами. Это при том, что, как я сказал, ни одного лишнего человека в списке не было. Наверное, это тот момент, где «тру баркемп» (или какой-то другой способ коммуникации о качестве) мог бы оказаться более правильным. Я благодарен соведущему Илье Савчуку за то, что он не опасался в эти моменты «назвать вату ватой» - я пронаблюдал, как обострение (или явное вытаскивание) противоречия работает лучше, чем попытки эти противоречия примирить.

Второе – у нас все же не получилось сделать нормальную проектную работу. Мы обещали ее себе и участникам, мы рассчитывали на нее, но реально мы дальше проблематизации продвинуться не сумели. Причин несколько. Первая – оказавшийся слишком большим список докладчиков – в итоге, чтобы понять позицию каждого, требовалось в среднем полчаса, мы начинали сильно выбиваться из графика, а сокращать время на и без того ужатые форматы «игры в будущее» не хотелось. Второе – свою роковую роль сырала комбинация жары и отсутствия кондиционеров а Стрелке, изматывавшая аудиторию (на соседнем потоке «Государство Завтра» ведущая на второй день слегла с тепловым ударом). Я был (относительно) спокоен относительно незавершенной проектной работы только потому, что мы рассчитываем на осенний EduCamp и думаем проектную работу провести на нем.

В общем, все очень круто, и это надо продолжать.

А вот еще размышления автора на тему "Образование завтра": пост "Что делается: Образование будущего"



ПОНРАВИЛСЯ ПОСТ? СОХРАНИ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

Комментариев нет:

Отправить комментарий